|  Главная  |  Архив  |  Кинополоса  |  Форум  |  Объявления  |  Подписка-2006  |  Гостевая  |  О проекте |

ПОИСК:    
 Выборка   Год   Месяц    новости   статьи   
 Архив за Октябрь 2006 г. 
<<<   [1-1] [2-8] [9-15] [16-22] [23-29] [30-31]   >>> 
04.10.2006 [Технологии] Главная /  Архив /  Октябрь [статьи и новости за неделю] 
Осмотр на месте

Полное погружение в виртуальную реальность, компьютер как огромный футуристический город, где пользователь переносится из одной программы в другую, наблюдая, как по автомагистралям снуют пакеты данных цвета металлик... Где это все? Будущее, каким оно представлялось лет двадцать пять тому назад, до сих пор не спешит воплощаться.

 

Взгляд со стороны

Виртуальность и по сей день лишь маячит за окном монитора, и мы до сих пор погружаемся в нее с помощью суетливой мыши и телеграфа клавиатуры. Интернетгород так и остается набором хаотично разбросанных фундаментов, интересных только горстке совсем уж беспробудных энтузиастов.

Присмотритесь к играющим в какой­нибудь трехмерный шутер: многие движения героя человек дублирует своим телом. Подается вбок, выглядывая из­за угла, пригибается, когда персонаж вынужден красться, или придвигается ближе к монитору, если надо рассмотреть что­то на линии горизонта... Такие ходы делаются инстинктивно, и играющий их, как правило, не осознает не в пример окружающим, склонным принимать подобные танцы весьма иронично. Между тем было бы вполне логично сделать так, чтобы даже эти машинальные движения отслеживались игрой.

Первое приходящее в голову решение: заставить бездушную машину наблюдать за человеком. Раз он сдвинулся влево, значит, и аватара направляем туда же что может быть проще? Учитывая, что сегодня веб­камеры продаются в любом ПК­ларьке по совсем уж бросовым ценам, такое визуальное слежение за пользователем кажется наиболее выгодным. К тому же различных программ, превращающих пользователя в дополнительную мышь, а то и в джойстик, сегодня довольно много.

Утилита QualiEye отслеживает любые движения в поле зрения вашей веб­камеры. Курсором можно управлять с помощью собственной головы, пальца или любой другой части тела и даже предмета (включите фантазию!).

Другая программа, Nouse (nouse + mouse, а вовсе не no + use, как можно было бы предположить), также следит за движениями пользователя правда, уделяя внимание лишь некоторым анатомическим подробностям. А именно,  носу, поскольку, согласно заверениям авторов, за его кончиком следить удобнее всего он не сильно видоизменяется при движениях головы. В числе дополнительных возможностей замена щелчков мыши морганиями глаз (двойное моргание двойной клик!). Правда, это уже прямой путь в преисподнюю.

 

Рыба­удильщик

Игры? Никаких игр! Большинство таких решений предназначено вовсе не для красноглазых фанатов КИ, а для людей с ограниченной подвижностью. Зачем пользоваться головой, если в ладони крепко сжата мышь?

Надо сказать, что такие устройства на основе веб­камер обычно не позиционируются как игровые. Во­первых, для этого им не хватает надежности их довольно легко сбить с толку. Неоднородное освещение, неоднородный фон... А ведь нужно, чтобы игрой отслеживалось каждое ваше движение! Во­вторых, зачастую такие решения не обеспечивают требуемой производительности, не укладываясь в те несколько процентов, которые еще можно было бы простить.

Впрочем, есть и пара специальных игровых решений на основе веб­камер: Cam2 Pan и Freelook. Первая программа платная, за вторую же денег совсем не требуют. Обе они обеспечивают достаточную для нормальной игры чувствительность. Что же касается прочих проблем, то игроки с ними справились.

Для уверенного распознавания движения лучше всего, чтобы камера следила за яркой точкой на темном фоне. Потому советуем играть длинными зимними ночами при выключенном свете (свет от монитора не в счет). Если у игрока отсутствует фосфоресцирующий третий глаз, его придется смастерить самостоятельно: батарейка, светодиод, немного терпения, и на лбу у вас засияет маленькая звездочка, за которой так удобно следить веб­камере.

Эта звезда во лбу, безусловно, получила бы приз зрительских симпатий на конкурсе устройств, превращающих голову в джойстик.

 

Интерактивное зеркало

Особняком стоит приставочное семейство EyeToy. Комплект представляет собой камеру для PS2 и набор небольших игрушек, скорее подходящих для детских игр или вечеринок, нежели для самостоятельной игры. К тому же хотя тело игрока и управляет всем происходящим на экране, шарм в том, что игрок видит на экране монитора себя, любимого. Для управления другими играми EyeToy не предназначена и упомянута здесь как единственный пример попадания рассматриваемой технологии в мейнстрим, пусть и в комично­несерьезном виде. А мы вернемся к нашему хардкору.

 

Город инфракрасных глаз

Подобно устройствам на основе веб­камер, TrackIR тоже следит за перемещениями головы игрока, только уже в инфракрасном диапазоне: специальное устройство совмещает в себе источник инфракрасного излучения и камеру. Поскольку человеческая голова не слишком приспособлена для отражения инфракрасных лучей, приходится использовать поставляемые в комплекте небольшие отражатели, которые прикрепляются к какому­нибудь предмету на вашей голове (скажем, к наушникам). Или попробуйте использовать кепку со вшитыми отражателями (тоже поставляется в комплекте). В общем, TrackIR обеспечивает куда более четкое и надежное управление, нежели системы с веб­камерами.

В симуляторных кругах TrackIR давно уже стал стандартным устройством, но его широкой популярности препятствует цена около полутора сотен условных, в зависимости от версии, весьма немало для камеры и набора блестящих наклеек.

 

Повседневность

Настройки подобных систем, как правило, схожи с настройками джойстика: рабочий диапазон, отклики по осям, мертвая зона. Только в отличие от джойстика, здесь порою непросто настроить систему на свой вкус, а потому первое впечатление зачастую оказывается отрицательным. Тем не менее, по прошествии некоторого времени игрок осваивается с новыми возможностями и свыкается с недостатками. Через месяцдругой. Наиболее частый отзыв о подобных системах: Не представляю, как играл без них раньше.

Однако такое управление не столь естественно, как может показаться на первый взгляд. Скажем, мы хотим развернуть камеру на 180 градусов. Мало того что настоящая голова на такой маневр не способна, любой сильный ее поворот приведет к тому, что монитор выйдет из поля зрения а тогда зачем вообще стараться? На практике получается, что градусов двадцать в сторону это предел; если отвернуться еще больше, смотреть на экран становится слишком неудобно. Очевидно, что игроку приходится двигать головой в несколько раз осторожнее, нежели в реальности. А как это ни странно, человек не привычен к точным движениям головы. К тому же в жизни мы обычно поворачиваем голову лишь в интересующем нас направлении, поскольку для концентрации на выбранном объекте хватает и движения глаз. А вот управляемый головой курсор самостоятельно наводиться не способен, и игрок внезапно обнаруживает, что для управления игрой с приемлемой точностью ему потребуется некоторая тренировка.

И если когда­нибудь пройдут соревнования художников, рисующих приклеенными к носам карандашами, то первые места в них займут инвалиды и симуляторщики.

 

Прокрустова ниша

Пожалуй, главная причина, по которой подобные устройства так и не стали популярными, это отсутствие реальной их необходимости. В шутерах ствол прочно припаян к глазам, так что управлять оружием и головой по отдельности совершенно невозможно. А стрелять глазами не только противоестественно, но и очень сложно, поскольку голова, повторимся, не приспособлена для столь точного наведения. Что касается остальных жанров, то в большинстве из них возможность выбора ракурса либо напрочь отсутствует, либо сильно ограничена.

А вот в стане симуляторов проблема управления точкой зрения стоит острее некуда. Мыши и трекболы пылятся в углу руки заняты ручками управления самолетом и двигателем. Ноги завернуты в педали. Обычный способ управления взглядом с помощью хатки на джойстике иначе как издевательским не назовешь, так как точность управления крайне низкая, а скорость еще ниже. А ведь в том же LockOn нужно очень быстро вертеть головой, моментально менять ракурсы иначе и задание не выполнишь, и живым не уйдешь. Шляпка джойстика в этой игре сущее издевательство.

Второй минус рассматриваемых систем необходимость надевания на голову разнообразных девайсов, без которых качественное управление невозможно. Хотя вроде бы не так уж и сложно перед каждым сеансом игры надевать на голову специальную игровую бейсболку... или фонарик на ремешке... или пластиковый шлем внушительного размера...

 

Шлемофон!

Одно время в нашей стране приобрел довольно широкую популярность (пусть и в весьма узких кругах) шлем UR­Gear. Это довольно массивное устройство (хочется назвать его шлемофоном), состоящее из наушников, микрофона (самого что ни на есть бытового класса) и источника инфракрасного излучения, за которым следит укрепленная на мониторе инфракрасная камера. Запущенный в производство году в 98­м, этот джойстик, маскирующийся под шлем виртуальной реальности, только без очков, с треском провалился на рынке, фирма­производитель исчезла с лица земли, а цена на устройство упала в несколько раз. Вот тут­то его и заметили наши симуляторщики.

Устаревший девайс подружили с Ил­2 и LockOn, даже научились превращать его в USB­устройство (сам UR­Gear был создан для геймпорта).

И хотя UR­Gear уже очень давно не выпускается, его нераспроданные остатки периодически всплывают до сих пор. Учитывая, что в таких случаях шлем стоит не многим дороже средней веб­камеры, он может стать неплохим бюджетным решением. Если вам удастся, конечно, его найти.

 

Хайтек в конце тоннеля

Наконец, перейдем от самодельных и малотиражных устройств к настоящему хайтеку. В устройстве Intertrax2 вместо всяких камер и светильников гироскопические детекторы движения, а работает оно более плавно и точно, нежели TrackIR и уж тем более системы на основе веб­камер. Конечно, розничная цена Intertrax2 выводит его за рамки беспристрастного обсуждения, ибо упирается аж в тысячу... этих самых.

При этом Intertrax2 входит в комплект виртуального шлема eMagin Z800 3DVisor (недавно мы рассматривали его в железном разделе) стоимостью чуть более семисот условных. И если учесть, что в состав шлема, помимо собственно Intertrax2, входят стереоочки, наушники и микрофон, то окажется, что цена не такая уж и запредельная: TrackIR и, скажем, проектор обойдутся вам дороже. Если же вы не видели LockOn на проекторе, считайте, что вы не видели его вовсе.

 

P.S. Вот, пожалуй, и весь перечень устройств, позволяющих повертеть головой в виртуальном пространстве. Конечно, подобных девайсов существует великое множество, но погоды в игровом сообществе они все­таки не делают. Впрочем, мы на это и не надеемся, ибо будущее принадлежит геймпаду, да и Солнце когда­нибудь потухнет.

Автор: АШОТ АХВЕРДЯН
рейтинг : 3.8 (5)

[список]
[08.10.2006] Работа над ошибками 
[07.10.2006] Новое в Тонете 
[06.10.2006] ИТ-неделя (29 сентября 5 октября) 
[05.10.2006] Письма наших читателей (22 28 сентября) 
[03.10.2006] По-нашему магия 
[02.10.2006] Продолжение прибыло 
Google
Web
computerra.tomsk.ru

CATALOG.METKA.RU