|  Главная  |  Архив  |  Кинополоса  |  Форум  |  Объявления  |  Подписка-2006  |  Гостевая  |  О проекте |

ПОИСК:    
 Выборка   Год   Месяц    новости   статьи   
 Архив за Январь 2007 г. 
<<<   [1-7] [8-14] [15-21] [22-28] [29-31]   >>> 
09.01.2007 [События] Главная /  Архив /  Январь [статьи и новости за неделю] 
94 как много в этой цифре

Настало время подвести окончательные итоги прошедшему почти 2 месяца назад второму Сибирскому ИТ-форуму. Расскажу о самом последнем мероприятии, точнее, о поднятой там проблеме. Честно говоря, услышал и серьезно задумался о ней я впервые. Раньше все как-то мегагерцы, мегапиксели, оптимальный выбор и все такое Я искренне полагал, что к покупке всякой компьютерной ерунды для организаций побуждает лишь собственная дурость, стремление сэкономить и страсть к откатам. Оказалось, что кроме всего прочего к этому подталкивает еще и 94-й Федеральный Закон.

 

Я вообще-то долго сомневался стоит ли вообще писать эту статью. Тема сама по себе довольно нудная, название круглого стола "Проблема поставки качественного оборудования для госзакупок" навевало грусть, посетил я это меро­приятие, скорее, для порядка. Но за прошедшее с тех пор время я машинально стал обращать внимание на связанные с этим проблемы. А когда стал обращать внимание, то обнаружил, что вопрос "Почему за государственные деньги купили такой отстой?" весьма волнует ИТ-общественность. И значит, не мешает объяснить в общих чертах, почему и как это происходит?

 

ФЗ 94

Оказался весьма волнующим народ. Для круглого стола, проходящего в пос­лед­ний день, посетителей оказалось неожиданно много. Было видно, что за год действия этого закона у народа наболело. О том, как наше законодательство может "достать", очень хорошо сказала ведущая круглого стола Светлана Белова (журналист CRN/RE), когда построила дискуссию на обсуждении анекдотов, ходящих в Сети про этот самый закон. А анекдоты про что попало не сочиняют.

Впрочем, сочиняли данный закон, потому что хотели сделать "как лучше". Действительно, всяческие "откаты" и участие в конкурсах только приближенных структур вело к неэффективному расходованию средств, взяткам и прочим радостям жизни периода первоначального накопления капитала. Поэтому в законе были заложены довольно неплохие правила в виде повышения прозрачности организации конкурсов и жесткие ограничения дополнительных требований, которые можно предъявлять к поставщику.

Почему же пока выходит "как всегда"? Здесь как раз в большей части виноват тот факт, что ИТ-бизнес достаточно специфичен, и благие пожелания чиновников никаким боком не вписались в эту специфику. Сегодня в результате мы имеем массовый отказ серьезных игроков ИТ-рынка от участия в поставках компьютерной техники по госзакупкам.

 

Вход разрешен

Наибольшие проблемы возникли именно в связи с тем, что доступ к поставке техники для госзакупок стал действительно свободным. Сегодня нельзя предъявлять к участникам тендера практически никаких дополнительных требований. Вроде, вот оно счастье и разгул честной конкуренции! Только честной не получилось.

Вот, например, как можно заполучить вожделенный заказ в таких условиях, когда решающим критерием в победе выступает цена? Касательно автомобилей, табуреток, проводов и прочего не знаю, а применительно к компьютерам ответ известен всем поставка серого товара. Фирмам крупным и солидным такой способ победы просто не интересен. Чем это аукнется давно известно: проблемы с гарантией, потенциальные проблемы с законом, очень вероятные проблемы с фирмой-производителем. Будет ли серьезная фирма заморачиваться ради какого-то тендера? Наверное, нет, а вот мелкие "фирмочки" тут как тут.

Но еще хуже бывает, когда в тендере участвуют, а поставлять в итоге технику даже не планируют. Опять-таки, для серьезной фирмы такие планы не приемлемы по определению (ей же еще на рынке работать). А для "однодневки", оказывается, есть варианты. Два самых простых были озвучены на круглом столе.

Вариант первый финансовая афера. Он прост до безобразия. "Разовая" фирма (например, зарегистрированная на какого-нибудь бомжа) обязуется поставить технику по очень низким ценам, которые не осилят даже поставщики, использующие серые схемы. Когда не собираешься в итоге ничего поставлять, ценовая политика может быть удивительно гибкой. Естественно, эта фирма конкурс выигрывает, получает свои законные 30% предоплаты, с чем и исчезает в неизвестном направлении. Итог заказчик теряет часть денег и вынужден организовывать новые торги, причем нет никакой гарантии, что его не кинут еще и раз, и два, и три ... Конечно, это уголовщина, и можно поймать за руку, только много ли ловили?

Вариант второй. Можно поступить по Бэндеру, т.е. чтя уголовный кодекс. Выставить нереальные цены, выиграть конкурс, но от поставок на той или иной стадии отказаться. Такой вот элегантный способ гарантированно сорвать тендер с участием конкурента. Причем можно использовать специально созданную для этого фирму, а не свою собственную.

Есть еще экзотический вариант затаскать конкурента по судам, пользуясь тем, что никто до конца не знает, как точно применять этот закон. Один из участников, знакомый с проблемой не понаслышке, заявил, что если у него появится желание, то можно, не напрягаясь, парализовать госзакупки компьютерной техники по всей стране. Впрочем, это самый безобидный вариант, ибо после пристального внимания компетентных органов желание мешать госзакупкам должно пропасть у кого угодно.

И самое главное предотвратить это все можно элементарно. Достаточно указать в требованиях к участникам, например, "деятельность в течении минимум 5 лет на этом рынке". Но, увы, 94-й федеральный закон подобное прямо запрещает.

 

Мы не настолько богаты

Впрочем, по этому закону мы богаты, так как заставляют нас покупать дешевые вещи. И это иногда неплохо работает. Например, нужно купить автомобиль УАЗ в стандартной комплектации. В принципе, никакой разницы в том, кто его поставит, нет. Что дешевле это однозначно хорошо. Ибо этот автомобиль был вчера, есть сегодня и будет еще долго завтра. Но в меняющемся мире ИТ это, увы, работает совсем не так.

Вот классический пример. Заходим на те же "Томские форумы" (ФТР) и чуть ли не каждую неделю видим отзывы простых пользователей о том, что "фирма N уроды, нам поставили класс из какого-то чермета, который постоянно глючит и ломается". Далее вывод сам ничего у этой N покупать не буду и вам не советую. Читаю я это с искренним удивлением, ибо ухитряюсь покупать у этой же фирмы N вполне адекватную технику и знаю многих людей, делающих то же самое. Так может дело не в фирме N, а в другом?

Именно в том, что я покупаю то, что нужно мне, а не то, что дешевле. И тем более, не мечусь судорожно в поисках "может, где еще дешевле?", да и "самое дешевое" это 100% противопоказание для любой сколь-либо серьезной покупки. Вот, к примеру, купив колбасу по 50 рублей за килограмм, мы не рассчитываем, что там будет много мяса. А чем в этом плане от колбасы отличается компьютерная техника? Ну, разве что тем, что различия могут обнаружиться не сразу.

Часто, для того чтобы выиграть тендер на поставку офисных компьютеров в условиях, когда кроме цены ничего не имеет значения, оборудование собирают из разнообразных "неликвидов". А "неликвиды" в наш век всеобщей информированности имеют тенденцию образовываться далеко не из самых качественных комплектующих. Скорее наоборот, в них попадают неудачные модели, которыми иногда грешат даже самые именитые производители. Что имеем в результате, думаю, предельно ясно.

Применительно к поставке самых дешевых компьютеров на круглом столе выяснилась и еще одна очень интересная вещь. Оказывается, даже выиграв тендер, проблематично поставить вместо заявленной техники лучшую по той же самой цене. А такая (очень странная для других отраслей) необходимость возникает довольно часто. И стечение обстоятельств к этому приводит самое элементарное. Для участия в тендере собирается самая дешевая конфигурация. Какие детали самые дешевые? Те, которые только что сняты с производства либо вот-вот будут сняты. Пока идут все конкурсные процедуры, вполне может быть, что у поставщиков эта модель просто исчезнет. Затариваться старьем под тендер, который неизвестно, будет ли выигран, никто сегодня не рискует. В результате тендер выигран, а взять то, что нужно для поставки просто негде. Есть аналоги даже с лучшими характеристиками, но в договоре прописано другое. Это уже реальные томские будни.

 

Как жить дальше?

Как ни странно, большинство собравшихся на круглом столе сошлись на мысли, что жить вполне можно. Хотя серьезное перетряхивание рынка корпоративных поставок закон уже обеспечил. И заодно создал серьезные проблемы в расходовании выделенных денег, которые традиционно приходят к концу года. Чтобы уложиться в сроки, прописанные в законе, нужно запускать конкурсную процедуру как минимум за месяц до конца года.

На круглом столе были озвучены и кое-какие аспекты борьбы с недостатками закона 94 и разъяснены некоторые особенности его применения, но это уже другая история и не для нашей газеты.

Автор: Вячеслав Якимов

[список]
[14.01.2007] ИТ-неделя (12 января 18 января) 
[12.01.2007] Письма наших читателей (29 декабря 2006 - 12 января 2007) 
[11.01.2007] На заре 2007... 
[11.01.2007] Третье пришествие 
[10.01.2007] Фотоитоги 2006 года 
Google
Web
computerra.tomsk.ru

CATALOG.METKA.RU