|  Главная  |  Архив  |  Кинополоса  |  Форум  |  Объявления  |  Подписка-2006  |  Гостевая  |  О проекте |

ПОИСК:    
 Выборка   Год   Месяц    новости   статьи   
 Архив за Январь 2007 г. 
<<<   [1-7] [8-14] [15-21] [22-28] [29-31]   >>> 
22.01.2007 [HARD-клуб] Главная /  Архив /  Январь [статьи и новости за неделю] 
На заре 2007 Часть 2 Ноутбуки

традиционный субъективный анализ текущего момента

 

Пару раз в год мы погружаемся в статистику. Что происходит? Каковы тенденции? Какие доли у тех или иных составляющих компьютерных компонентов? Чем все это закончится? Как оно все на наш взгляд обстоит?

 

Ноутбуки стали частью нашей жизни. Это факт, и никуда от него не деться. Доля ноутбуков в продажах компьютеров в разных фирмах города Томска колеблется от 25 до 50-60%. На мой взгляд, продажи ноутбуков в той или иной фирме зависят от двух факторов: во-первых, насколько успешно фирма работает по ноутбукам и, во-вторых, удается ли фирме предлагать на рынок успешные модели обычных персональных компьютеров. Конечно, работа с ноутбуками требует меньшей квалификации персонала и вообще с точки зрения бизнеса выглядит более выгодной. Трудоза­траты меньше, чем при работе с персональными компьютерами, а суммы и, соответственно, маржа, больше или сопоставимы.

По итогам 2006 года игроков рынка ноутбуков можно разделить на три группы: традиционные крупные и средние компьютерные фирмы (в том числе специализирующиеся исключительно на ноутбуках), федеральные бытовые супермаркеты (супермаркеты бытовой электроники) и остальные компьютерные фирмы. Особо хотелось отметить возросшую долю федеральных торговых сетей в Томске по ноутбукам они могут дать весьма интересую цену и относительно неплохой выбор со склада. А с условием, что речь идет о готовых изделиях, не требующих доработки, они без проблем справляются с продажами подобной техники. В отличие от компьютеров, которые в таких магазинах традиционно не покупаются, и, надеюсь, не будут покупаться, пока есть правильные компьютеры местной сборки. Практиче­ски все участники рынка в 2006 году существенно расширили выставочные площади, выделив под ноутбуки отдельные стенды и даже выставочные залы. Количество же ноутбуков в отдельно взятых фирмах на складах и на выставках достигло десятков и местами даже перевалило за сотню моделей. Беспрецедентная популярность и рост товарной группы!

Конечно, томичи в течение года стали свидетелями многочисленных акций от зазывающей рекламы заведомо бюджетных моделей с удивительно низкой ценой до разного рода рекламных кампаний отдельных "брэндов". Ажиотаж  это всегда приятно, а оживление рынка рано или поздно дает свои результаты для конечного пользователя в виде снижения цен и увеличения выбора. Кроме того, хотелось бы отметить оперативное появление в Томске двухъядерных ноутбуков с процессорами AMD и интеловскими Core Duo и Core 2 Duo. В мире ноутбуков, так же как и в мире обычных компьютеров, произошло некоторое замедление выхода новых процессоров в розницу, но тяжелые времена позади, и сейчас ситуация с доступностью существенно лучше

Равно как и с ценами. Бюджетные предложения сместились к отметке в 18-20 тысяч рублей, а с 25 примерно тысяч можно отщелкивать аппараты, которые я бы отнес уже к среднему классу производительности. Еще интересное наблюдение достаточно дорогие аппараты класса Acer Ferrari, Asus Lamborghini, Fujitsu-Siemens Lifebook и т.п. оказались вполне по карману определенной категории томских пользователей (честно говоря, не ожидал). Можно констатировать, что по структуре продаж ноутбуков Томск находится на уровне передовых городов России, несколько уступая (по объективным причинам) Москве и Петербургу.

Отдельно можно отметить некоторое усиление активности Apple в Томске, которое, судя по имеющимся данным, ни к чему не привело процент продаж ноутбуков Apple по-прежнему находится на уровне погрешности вычислений. И это несмотря на то, что темой заинтересовались (а где-то даже и попробовали поработать по этому "брэнду") крупные томские фирмы. Я думаю, что либо еще не пришло время для столь искусственно-эксклюзивной и маркетингозависимой марки, либо все же Россия не Америка.

Итак

 

Intel vs AMD

Традиционная тема для компьютеров и с некоторых пор для ноутбуков. С AMD уже нельзя не считаться доля готовых решений с использованием этих процессоров существенно выросла. Так же можно отметить, что марка AMD уже не воспринимается как нечто специфическое. Думаю, определенную роль в этом сыграла и политика фирмы Intel, которая в течение 2006 года провела ребрэндинг своих процессоров и вывела с рынка марку Pentium. Дейст­вительно, Pentium'ов становится все меньше и меньше, марка Core пока не "легла на слух" большинства пользователей, и, соответственно, AMD Turion уже не сильно отличается по значимости от столь же новой марки Core.

Со времени последнего "ноутбучного" обзора в соотношении Intel vs AMD на мой взгляд ничего не изменилось (таблица 1). Основные изменения состоялись не по горизонтали (между рядом стоящими брэндами), а по вертикали произошло перераспределение долей между старшими и младшими процессорами (в пользу первых).

 

Старшие vs младшие

Вот тут и развернулись основные игры последних четырех месяцев 2006 года.

В принципе в таблице 2 показана вся интрига момента. Очень похожа картина на то, что одновременно происходило в мире обычных ПК. Бюджетные машины теряют свою привлекательность на фоне дешевеющих серьезных аппаратов не только предыдущих, но и самых по­следних поколений. В борьбе за место под солнцем производители ноутбуков наносят маркетинговые удары по рынку, выкидывая производительные и относительно дорогие решения по вполне приемлемым и почти бюджетным ценам. Тем самым происходит своеобразный "слив" устаревающих моделей процессоров, ноутбуки в менее дорогом ценовом диапазоне приобретают дополнительные преимущества по мощности (увеличивая тем самым долю того или иного производителя), а их место на преж­них высотах занимают модели с самыми современными процессорами.

Еще одно наблюдение если в мире простых компьютеров старые модели процессоров достаточно быстро оказались вымытыми из продаж, то в среде ноутбуков предыдущие поколения чипов оказываются более живучи. Думаю, немалую роль в этом сы­грала их новизна и прогрессивность для своего времени и тот маркетинговый задел, который удалось создать при раскрутке, плюс (как мы уже отметили) возросшая демократичность пользователей при выборе техники.

Итак, пояснения к таблице 2:

1) Снижение доли бюджетных систем на процессорах Intel Celeron-M свидетельствует о том, что, во-первых, наш рынок по своей структуре становится более прогрессивным и денежным, а во-вторых, это иллюстрирует то самое явление, когда ранее дорогие системы становятся дешевле.

2) Уменьшение доли процессоров Intel Pentium-M нужно пояснить. Здесь имеют место два явления "уход" подобных систем в бюджетный сектор и одновременное вытеснение Pentium-M из сегмента дорогих и производительных систем новыми процессорами.

3) Столь незначительно увеличившаяся доля процессоров Intel Core Solo говорит о том, что это не базовая модель. Этому процессору уготовано на сегодняшнем этапе стать своеобразной прослойкой между "бюджетом" и средним классом. Иногда такие системы направлены в нижнюю часть среднего класса, но тут они уже конкурируют с более интересными двухъядерными чипами.

4) Core Duo и Core 2 Duo достаточно быстро и серьезно утвердились на рынке,  заняв практически его треть. Обилие вариантов с разными тактовыми частотами, энергопотреблением и ценой позволило этим процессорам составить серьезную конкуренцию другим решениям и в среднем ценовом диапазоне (от 30 тысяч рублей за ноутбук), и в более дорогих сегментах. Очевидная маркетинговая привлекательность двухъядерных систем делает свое дело, а совершенствование техпроцессов и новизна процессоров добавляют им дополнительные баллы в гонке.

5) Похожее по своей сути перераспределение долей процессоров произошло и в стане AMD. Sempron уступил больше половины доли более продвинутым процессорам Turion, а те, в свою очередь, поделились с новыми и мощными двухъядерными Turion II.

Сделаем еще один срез тех же самых соотношений для наглядности происходящего (таблица 3). Да, двухъядерные системы существенно расширили свое присутствие в ноутбуках в течение 2006 года, особенно во второй его половине. И тенденции здесь действуют точно такие же, как у обычных ПК, но с нюансом. А нюанс такой: ноутбуки продукт более дорогой, поэтому некоторая разница по цене между более и менее производительными моделями одного класса не так заметна большинству потребителей. Ну, а раз нет разницы по финансам, то люди выбирают более интересные системы. И если объективные преимущества двухъядерных процессоров можно оспаривать все зависит от сферы применения ноутбука или компьютера и возможностей прочих подсистем, то субъективную привлекательность двухъядерности ("два по цене одного") отрицать никак нельзя. Думаю, в этом плане ситуация будет только усугубляться.

 

Пара слов о "брэндах"

Мало что изменилось здесь за осень и декабрь 2006 года. По прежнему, первое место по продажам в Томске прочно удерживается продукцией фирмы Acer. Отличное соотношение цена/возможности, приличное качество, разнообразие модельного ряда, сервисный центр в Томске, активная маркетинговая политика позиции Acer ни­сколько не поколебались за последние месяцы.

Точно также на втором месте я пока оставил бы и ноутбуки Asus качество, стиль, появление новых бюджетных моделей, выход в сегмент эксклюзивных аппаратов.

Fujitsu-Siemens весьма активно и последовательно вела работу на рынке всю вторую половину 2006 года  некоторая задержка с появлением свежих моделей компенсировалась давлением в бюджетной и дорогой части ценового диапазона.

Прочно обосновались на полках магазинов стильные и упитанные (в плане накачки технологиями) ноутбуки Benq. После своеобразной паузы усилились позиции  производителей Samsung и Toshiba  вновь наполнились склады, расширился ассортимент. Серьезно выросла доля такого прославленного брэнда как Dell. Мне не совсем понятно, почему его так любят, но и нареканий к продуктам Dell (с учетом цены) практически нет.

Заметно сдала позиции LG как я понимаю, есть проблемы по продвижению ноутбуков LG в России вообще (видимо, все силы отнимает борьба за "брэнд 1" по мониторам). Кроме того надо отметить увеличение продаж дорогих и в чем-то эксклюзивных ноутбуков Sony. Ассортимент не так широк, как хотелось бы, но марка прочно прописалась в наших магазинах.

Отечественные "бренды" Rover и MaxSelect также сохранили свои доли в основном, конечно, за счет специализированных магазинов и бытовых супермаркетов.

Начали эпизодически появляться ноутбуки новых  "брэндов" типа Microstar скорее, это работа по расширению ассортимента и эксперименты местных маркетологов, чем надежда на новое "секретное оружие" в борьбе с конкурентами.

Вот такой получился легкий обзорчик. Надеюсь, что вам покажется интересным этот срез ситуации и исследование общих вопросов развития томского рынка ноутбуков. В продолжении мы коснемся ситуации с мониторами, принтерами и некоторыми типами комплектующих для ПК. Не прощаюсь

 

(Продолжение следует)

Автор: Дмитрий Никольский

[список]
[28.01.2007] На заре 2007 Часть 3 мониторы 
[27.01.2007] Взгляд с другой колокольни 
[26.01.2007] ИТ-неделя (26 января 1 февраля) 
[25.01.2007] Письма наших читателей (19 25 января) 
[24.01.2007] Медленное развитие 
Google
Web
computerra.tomsk.ru

CATALOG.METKA.RU